Возможности и риски в работе с ИИ
4.3. Голосовые и виртуальные ассистенты в работе учителя
Голосовые и виртуальные ассистенты становятся неотъемлемой частью повседневной жизни и находят свое место в различных областях, включая образование. Инструменты, такие как Siri, Google Assistant и Алиса, могут значительно облегчить работу учителя, помогая организовывать учебный процесс, автоматизировать рутинные задачи и повышать эффективность обучения.

Siri (Apple)
Siri – один из первых популярных голосовых ассистентов, представленный компанией Apple в 2011 году вместе с iPhone 4S. Однако технология была разработана ещё раньше:
  • 2003–2005 – Исследовательский проект в Стэнфордском университете под эгидой DARPA.
  • 2007 – Основана компания Siri Inc., ведущий разработчик интеллектуального помощника для мобильных устройств.
  • 2010 – Apple приобрела Siri Inc., и началась интеграция технологии в iOS.
  • 2011 – Siri впервые представлена в iPhone 4S, став визитной карточкой Apple.
Sir использует искусственный интеллект для обработки естественного языка, поиска информации, управления устройством и выполнения команд. Со временем Apple улучшила функционал, добавляя поддержку множества языков, интеграцию с умными устройствами и обновления в iOS.

Google Assistant
Google Assistant – голосовой помощник от Google, представленный в 2016 году.
  • 2012 – Google выпустил Google Now, предшественника Google Assistant. Он предлагал персонализированную информацию, но не имел полноценного голосового интерфейса.
  • 2016 – На конференции Google I/O был анонсирован Google Assistant как часть мессенджера Allo и смарт-колонки Google Home.
  • 2017 – Ассистент стал доступен на смартфонах Android и iOS.
Google Assistant использует мощные алгоритмы машинного обучения и интеграцию с поисковыми сервисами Google, что делает его одним из самых умных ассистентов. Он поддерживает голосовые команды, умный дом, планирование задач и контекстное понимание вопросов.

Алиса (Яндекс)
Алиса – голосовой помощник от Яндекса, представленный в 2017 году.
  • 2016 – Яндекс начал разрабатывать систему распознавания речи и искусственный интеллект.
  • 2017 – 10 октября «Алиса» была официально представлена в приложении «Яндекс».
  • 2018 – Интеграция с умными колонками (Яндекс.Станция) и расширение функционала.
Главная особенность Алисы – её способность вести живые диалоги, шутить и поддерживать разговор благодаря технологиям машинного обучения. Она интегрирована с сервисами Яндекса и умными устройствами.
Все три ассистента продолжают развиваться, внедряя новые технологии ИИ и машинного обучения для лучшего взаимодействия с пользователями.

Что такое голосовые и виртуальные ассистенты?
Голосовые ассистенты — это программы, использующие технологии распознавания и синтеза речи для взаимодействия с пользователями. Они могут выполнять разнообразные задачи, такие как поиск информации, установка напоминаний, управление устройствами и выполнение команд. Виртуальные ассистенты, такие как Siri от Apple, Google Assistant и Алиса от Яндекса, ориентированы на использование голосовых команд для выполнения этих задач, что делает их удобными в условиях активного рабочего процесса.

Как голосовые ассистенты могут помочь учителям?
  • Управление временем и организацией
Одной из ключевых задач учителя является организация своего времени. Голосовые ассистенты могут помочь в планировании расписания, установке напоминаний о важнейших событиях (например, собрания с родителями, контрольные работы или курсы повышения квалификации). Простое голосовое командование «Напомни мне завтра о встрече с родителями в 10 утра» помогает учителю не забывать о важных задачах и эффективно управлять своим временем.
  • Поиск информации и ресурсов
В процессе подготовки уроков учителя часто нуждаются в быстром поиске информации. Используя голосовые команды, можно быстро получить доступ к справочной информации, например: «Сколько составляет площадь поверхности шара?» или «Какие основные принципы работы двигателя внутреннего сгорания?» Голосовые ассистенты могут выполнять такие запросы мгновенно, экономя время на поиски в интернете.
  • Создание напоминаний и событий
Ассистенты могут устанавливать напоминания на основе голосовых команд. Например, учитель может сказать: «Добавь задачу проверить домашку по математике в 16:00» или «Напомни мне отправить отчет по результатам тестирования». Это помогает избежать забывания о задачах и сделает рабочий процесс более организованным.
  • Автоматизация рутинных задач
Многие учителя сталкиваются с необходимостью выполнять повседневные рутинные задачи, такие как рассылка объявлений ученикам, подготовка отчетов или запись информации в календарь. Голосовые ассистенты могут помочь с этим. Например, голосовые команды могут запускать приложения для ведения журнала, проверять статус учебных материалов, а также отправлять сообщения ученикам или коллегам.
  • Мотивация и поддержка
Виртуальные ассистенты могут также быть использованы для создания мотивирующих фраз и настроек. Например, ученикам можно предложить прослушать позитивные сообщения с помощью голосового ассистента в начале дня. Учителя могут настроить виртуального помощника так, чтобы он подавал вдохновляющие цитаты или давал советы для улучшения учебного процесса.
  • Гибкость в работе с учениками
Виртуальные ассистенты могут использоваться для создания образовательных интерактивных упражнений. Например, можно использовать Google Assistant для проведения коротких викторин, тестов или ролевых игр. Это делает уроки более динамичными и интересными, помогает вовлечь учеников и активизировать их участие в занятиях.
Этические и правовые аспекты использования голосовых ассистентов в образовании
Внедрение голосовых ассистентов в образовательный процесс также ставит вопросы безопасности и конфиденциальности. Все данные, которые собираются с помощью этих систем, должны быть защищены от утечек и неправомерного использования. Необходимо следить за тем, чтобы личные данные учеников и преподавателей не становились доступными для третьих лиц. Кроме того, важно учитывать, что использование технологий в образовательном процессе не должно заменять человеческое взаимодействие между учителем и учеником. Голосовые ассистенты должны быть вспомогательными инструментами, а не заменой живому общению.

Голосовые и виртуальные ассистенты, такие как Siri, Google Assistant и Алиса, представляют собой мощные инструменты, которые могут значительно улучшить эффективность работы учителей. Они помогают организовывать время, искать информацию, автоматизировать задачи и создать более динамичные и интерактивные занятия для учеников. Тем не менее, важно учитывать этические, правовые и социальные аспекты использования этих технологий, чтобы гарантировать безопасность данных и сохранение человеческого аспекта образовательного процесса.

Made on
Tilda