Практика и кейсы использования
5.2. Использование ИИ в критериальном оценивании
Современные технологии искусственного интеллекта (ИИ) значительно изменили подходы к критериальному оцениванию знаний и образовательному процессу в целом. Одной из ключевых сфер применения ИИ в образовании является автоматизация процессов оценивания учащихся, обеспечивающая прозрачность и объективность. В данной статье мы рассмотрим, как ИИ помогает в критериальном оценивании, а также какие перспективы он открывает для будущего образовательных систем.
Критериальное оценивание — это метод оценки знаний учащихся на основе заранее определённых критериев. В отличие от традиционного оценивания, где оценки могут зависеть от общего впечатления преподавателя, критериальное оценивание строится на четких и объективных показателях, позволяющих оценить достижения учащихся по конкретным критериям. В Казахстане поэтапный переход на критериальное оценивание начался с 2017 года. Соответственно, педагогам Казахстана потребовалось время на адаптацию и освоение нового метода преподавания. Критериальное оценивание состоит из суммативного и формативного оценивания.

Структура критериального оценивания
Критерии оценивания состоят из 4-х блоков, которые разделены показатели и дескрипторы:
  1. Планирование: обучающие цели урока; методы обучения (воспитания) и ресурсы; методы и инструменты оценивания;
  2. Преподавание: предоставление материала урока (занятия, мероприятия) с учетом развития функциональной грамотности; применение ЦОРов; методов обучения, заданий, ресурсов, способов дифференциации; структура урока (занятия, мероприятия), рациональное использование времени; организация взаимодействия обучающихся (воспитанников); развитие общечеловеческих и национальных ценностей;
  3. Оценивание: применение методов, инструментов оценивания заданий;
  4. Рефлексия: рефлексия по уроку (занятию, мероприятию).

Суммативное оценивание
Суммативное оценивание (СО) представляет собой текущий контроль успеваемости обучающихся для определения и фиксирования уровня усвоения содержания учебного материала по завершении изучения разделов / сквозных тем (СОР), четверти (СОЧ), учебного года (итоговая аттестация 9 и 11 классов).

При проведении СО педагог руководствуется следующими нормами:
  • форма (контрольная, практическая или творческая работа, проект, эссе, диктант, изложение, сочинение, тестирование) и время проведения на уроке для выполнения СОР определяются педагогом самостоятельно;
  • при проведении СО высокую значимость имеет соблюдение принципов академической честности педагогами при разработке заданий СОР и СОЧ, обучающимися – при их выполнении.
  • задания СО составляются педагогами самостоятельно и содержат пройденный обучающимися материал в соответствии с Типовыми учебными программами.
  • для обеспечения высокого качества заданий СОЧ перед его проведением на заседании методического объединения педагогов проводится обсуждение соответствия заданий целям обучения, их объема, инструкций для выполнения, времени выполнения;
  • СОР проводится не более трех раз в четверти. Разделы/сквозные темы объединяются с учетом специфики тем и количества целей обучения при изучении четырех и более разделов/сквозных тем в четверти. Разрешается его проведение в два этапа;
  • проводится не более трех СОЧ в один день с учетом уровня сложности учебных предметов. СОЧ не проводятся в последний день завершения четверти и одновременно СОР и СОЧ по одному учебному предмету;
  • для обеспечения объективности оценивания результатов обучения при возникновения спорных вопросов по учебным предметам, по которым СОЧ проводится в письменной форме, по решению педагогического совета общеобразовательной организации - школы педагогами проводится модерация в сроки, не позднее 1 дня до выставления оценок за СОЧ.
Возможности ИИ в суммативном оценивании:
  • Обработка больших объемов данных
    ИИ помогает эффективно собирать и анализировать данные о всех заданиях, тестах и проектах ученика в течение всего курса. Это позволяет преподавателям получить более полную картину успеваемости учащегося и принять взвешенное решение о его итоговой оценке.
  • Автоматизация оценки сложных работ
    ИИ может использоваться для автоматической оценки сложных заданий, таких как эссе, творческие проекты или презентации. С помощью машинного обучения ИИ может не только проверять грамматику и стиль, но и оценивать аргументацию, логичность изложения и креативность, что позволяет снизить влияние субъективных факторов.
  • Предиктивный анализ итоговых результатов
    Используя данные из промежуточных тестов, заданий и активности ученика на протяжении курса, ИИ может предсказать его итоговую оценку, что позволяет преподавателям заранее выявить учеников, которым может понадобиться дополнительная помощь.
  • Генерация отчетов
    ИИ может автоматически генерировать отчеты по итогам оценивания, анализировать тенденции в результатах учащихся и предоставлять преподавателям подробные данные для анализа.
Формативное оценивание
Формативное оценивание (ФО) проводится ежедневно в ходе урока, определяет текущий уровень сформированности компетенций обучающихся. Собранная в ходе ФО информация помогает педагогам определить сильные и слабые стороны обучающихся в достижении ими ожидаемых результатов обучения по каждому разделу учебной программы. Качественная реализация ФО развивает у обучающихся навыки самостоятельной оценки своих результатов и потребностей в совершенствовании своего обучения.

Для качественной реализации формативного оценивания педагог:
  • преобразовывает цели учебной программы в цели урока и в соответствии с целями урока разрабатывает критерии оценивания (признак, на основании которого производится оценка учебных достижений обучающихся). Для трансформации целей учебной программы в цели урока предполагается высокий уровень владения педагогом содержанием преподаваемого предмета, типовой учебной программы, государственными стандартами образования. Цели урока определяют то, что обучающиеся должны знать, понимать или уметь делать по завершении урока. Каждая цель урока должна быть нацелена на один конкретный аспект успеваемости обучающихся и выражаться одним глаголом действия. Цели урока и критерии их достижения должны быть поняты и осмыслены каждым обучающимся в классе;
  • продумывает постановку вопроса, которые помогают определить уровень предшествующих знаний по изучаемой теме, их сильных и слабых сторон, а также повышают заинтересованность обучающихся в уроке, побуждают их к применению критического мышления и развитию навыков самообучения;
  • разрабатывает / адаптирует разнообразные дифференцированные задания для развития предметных и метапредметных навыков обучающихся с соблюдением принципов академической честности. Выполнение разных типов заданий может быть представлено в виде письменных работ, устных ответов, индивидуальных, парных и групповых работ, презентаций и др. Задание считается качественным, если оно соответствует цели обучения и критериям оценивания, а также возрастным особенностям и уровням мыслительных навыков обучающихся, сформулировано понятно и не содержит явных подсказок;
  • активно вовлекает обучающихся в учебный процесс через разнообразные методы и приёмы оценивания, например, самооценивание (при определении правильного ответа, уровня выполнения задания, саморефлексии по итогам урока / задания и др.), взаимооценивание (предоставление обратной связи друг другу по заданным критериям оценивания и дескрипторам) и др.;
  • предоставляет конструктивную обратную связь, которая не ограничивается только устными или письменными комментариями. Педагог должен использовать высококачественные инструменты обратной связи, такие как рубрики, чек-листы успешности выполнения заданий и т.д. Особенно важно как в формативном, так и суммативном оценивании использование рубрик, в которых указывается, что ожидается от обучающихся с точки зрения процессов и качества работы. Несмотря на то, что формат рубрик может отличаться друг от друга, все рубрики объединяют два основных признака: 1) список критериев к заданию и 2) градацию по качеству, с описанием «сильной», «средней» и «слабой» работы обучающихся. Обратная связь эффективна, когда она ставит акцент на правильных, а не на ошибочных ответах, сосредоточена на достигнутом прогрессе по сравнению с предыдущей работой и сопровождается приемами, помогающими обучающимся улучшать свое обучение.
Для эффективной реализации формативного оценивания в школе немаловажную роль играют компетенции школьных руководителей в области оценивания. Высокий уровень компетенций предполагает, что руководители:
  • убеждены в важности практик формативного оценивания, основанных на принципах академической честности;
  • демонстрируют профессионализм, уверенность и этичность в использовании данных оценивания для принятия решений по развитию школы;
  • разбираются в анализе данных оценивания, включая их надежность и валидность;
  • повышают собственную грамотность в области оценивания за счет непрерывного профессионального обучения и взаимодействия с педагогами;
  • продвигают в школе культуру оценивания, основанную на профессиональном развитии и поддержке педагогов в области оценивания.
Возможности ИИ в формативном оценивании:
  • Мгновенная обратная связь
    ИИ способен предоставить ученикам мгновенные результаты, что позволяет сразу же понять, где они сделали ошибки и что нужно улучшить. Например, системы, такие как Grammarly, могут автоматически проверять письменные работы учеников, указывая на грамматические и стилистические ошибки, а также предлагать способы их исправления.
  • Персонализированные рекомендации
    ИИ анализирует данные о выполнении заданий каждым учеником и на основе полученной информации подбирает индивидуальные рекомендации. Это помогает учащимся работать над их слабостями и ускоряет процесс обучения.
  • Автоматизация тестирования и оценивания
    Системы ИИ могут автоматически оценивать ответы учащихся на различные типы заданий, включая множественный выбор, открытые вопросы, а также задания на соответствие и сортировку. Это значительно снижает нагрузку на преподавателей и ускоряет процесс получения обратной связи.
  • Анализ учебного поведения
    ИИ может отслеживать, как учащиеся взаимодействуют с учебным материалом, выявлять трудности, с которыми они сталкиваются, и предлагать дополнительные ресурсы или задания для закрепления материала.
Проблемы и вызовы
Несмотря на все преимущества, использование ИИ в оценивании также поднимает ряд вопросов:
  • Этические проблемы: Автоматизация оценки может привести к недостаточной индивидуализации. В некоторых случаях ИИ не способен полностью учитывать личные особенности ученика, его уникальный стиль мышления или творческий подход.
  • Конфиденциальность персональных данных: ИИ-системы требуют сбора и анализа больших объемов данных о учащихся. Это ставит вопросы о безопасности и защите персональной информации.
  • Зависимость от технологии: Излишняя автоматизация может привести к тому, что преподаватели будут меньше взаимодействовать с учениками и полагаться исключительно на алгоритмы.

Заключение
Использование ИИ в формативном и суммативном оценивании открывает новые горизонты для образования, делая процесс более эффективным и индивидуализированным. Однако для того, чтобы эти технологии приносили максимальную пользу, важно учитывать как их возможности, так и ограничения, внимательно подходя к этическим, правовым и образовательным вопросам, связанным с их внедрением.
Made on
Tilda