Современные технологии искусственного интеллекта (ИИ) значительно изменили подходы к критериальному оцениванию знаний и образовательному процессу в целом. Одной из ключевых сфер применения ИИ в образовании является автоматизация процессов оценивания учащихся, обеспечивающая прозрачность и объективность. В данной статье мы рассмотрим, как ИИ помогает в критериальном оценивании, а также какие перспективы он открывает для будущего образовательных систем.
Критериальное оценивание — это метод оценки знаний учащихся на основе заранее определённых критериев. В отличие от традиционного оценивания, где оценки могут зависеть от общего впечатления преподавателя, критериальное оценивание строится на четких и объективных показателях, позволяющих оценить достижения учащихся по конкретным критериям. В Казахстане поэтапный переход на критериальное оценивание начался с 2017 года. Соответственно, педагогам Казахстана потребовалось время на адаптацию и освоение нового метода преподавания. Критериальное оценивание состоит из
суммативного и
формативного оценивания.
Структура критериального оцениванияКритерии оценивания состоят из 4-х блоков, которые разделены показатели и дескрипторы:
- Планирование: обучающие цели урока; методы обучения (воспитания) и ресурсы; методы и инструменты оценивания;
- Преподавание: предоставление материала урока (занятия, мероприятия) с учетом развития функциональной грамотности; применение ЦОРов; методов обучения, заданий, ресурсов, способов дифференциации; структура урока (занятия, мероприятия), рациональное использование времени; организация взаимодействия обучающихся (воспитанников); развитие общечеловеческих и национальных ценностей;
- Оценивание: применение методов, инструментов оценивания заданий;
- Рефлексия: рефлексия по уроку (занятию, мероприятию).
Суммативное оцениваниеСуммативное оценивание (СО) представляет собой текущий контроль успеваемости обучающихся для определения и фиксирования уровня усвоения содержания учебного материала по завершении изучения разделов / сквозных тем (СОР), четверти (СОЧ), учебного года (итоговая аттестация 9 и 11 классов).
При проведении СО педагог руководствуется следующими нормами:- форма (контрольная, практическая или творческая работа, проект, эссе, диктант, изложение, сочинение, тестирование) и время проведения на уроке для выполнения СОР определяются педагогом самостоятельно;
- при проведении СО высокую значимость имеет соблюдение принципов академической честности педагогами при разработке заданий СОР и СОЧ, обучающимися – при их выполнении.
- задания СО составляются педагогами самостоятельно и содержат пройденный обучающимися материал в соответствии с Типовыми учебными программами.
- для обеспечения высокого качества заданий СОЧ перед его проведением на заседании методического объединения педагогов проводится обсуждение соответствия заданий целям обучения, их объема, инструкций для выполнения, времени выполнения;
- СОР проводится не более трех раз в четверти. Разделы/сквозные темы объединяются с учетом специфики тем и количества целей обучения при изучении четырех и более разделов/сквозных тем в четверти. Разрешается его проведение в два этапа;
- проводится не более трех СОЧ в один день с учетом уровня сложности учебных предметов. СОЧ не проводятся в последний день завершения четверти и одновременно СОР и СОЧ по одному учебному предмету;
- для обеспечения объективности оценивания результатов обучения при возникновения спорных вопросов по учебным предметам, по которым СОЧ проводится в письменной форме, по решению педагогического совета общеобразовательной организации - школы педагогами проводится модерация в сроки, не позднее 1 дня до выставления оценок за СОЧ.